естым локальным центром, с которым связано происхождение и
распространение рисованного лубка, является Москва. По отношению к картинкам,
выполненным в Москве, нельзя применить понятие школы. Группа этих листов
настолько разнообразна в художественном и стилевом отношениях, что
говорить о единой школе невозможно. Среди московских картинок есть в других
местах нам не встречавшиеся своеобразные образцы, где листы объединены в
небольшие серии, как это сделал, например, художник, иллюстрировавший легенды
библейской книги «Эсфирь». Он разместил основные эпизоды библейского рассказа
на двух картинках, следующих одна за другой и по смыслу, и по тексту,
расположенному в их нижней части (кат. 90, 91). Перед зрителем
разворачивается повествование о выборе Эсфири в жены персидскому царю Артаксерксу,
о ее верности и скромности, о предательстве царедворца Амана и бесстрашии Мардохея,
о наказании Аману и т. д. Многоярусное плоскостное размещение эпизодов,
характерное совмещение интерьера и внешнего вида зданий, пышное барочное
обрамление архитектурных завершений дают в композициях причудливое
переплетение древнерусских традиций и искусства нового времени.
Рассматривая стилистику, художественные методы известных
нам местных центров рисованных картинок, можно заметить, что каждый из них,
хотя и обладал своими отличительными признаками, развивался в едином общем
русле народного изобразительного искусства. Они существовали не изолированно,
а находились постоянно в курсе тех достижений, которые имелись в соседних и
даже отдаленных школах, принимая или отвергая некоторые из них, заимствуя
тематику или занимаясь поисками оригинальных сюжетов, собственных способов
выражения.
|